Переход (Глава 12)
- 12.09.2010 13:22
(Глава 1, Глава 2, Глава 3, Глава 4, Глава 5, Глава 6, Глава 7, Глава 8, Глава 9, Глава 10, Глава 11).
На что надеялись наши предки, заселяя низовья Волги в XVII веке, непонятно! На то, что эти земли им будут принадлежать вечно? Наивность ойратов сейчас вызывает только грустную улыбку. Социальные законы, как и законы природы, неумолимы.
Гениальность Льва Гумилева, основоположника оригинальной теории этногенеза, заключалась в том, что он впервые стал рассматривать этнос как живой организм, со своей физической (нация), энергетической (пассионарность) и духовной (менталитет) составляющей. Как утверждал великий учёный, каждый этнос рождается в определенной климато-географической среде, которая питает его жизненные силы и формирует менталитет. Грубо говоря, если все китайцы переселятся в Африку, то через несколько столетий все они станут по своему образу и подобию напоминать негров, нежели азиатов, даже если их там будет подавляющее большинство. И менталитет у них будет скорее африканский, чем китайский. Но великие нации тем и отличаются от «не великих», что они будут жить, не отрываясь от своей «материнской» среды, неумолимо и неуклонно расширяя своё жизненное пространство. Разумеется за счет поглощения и ассимиляции (от лат. assimilatio – усвоение) более слабых в энергетическом плане соседних народов. Если «сосед» по своей энергетической мощи не уступает или даже превосходит «агрессора» (ассимилятора), то в дело вступает политика. Создаются временные коалиции из союзников, заинтересованных в гибели «соседа» (военные блоки и союзы). Проводится иезуитская политика подрыва его экономической силы (торговые эмбарго и ограничения). Непременным условием предстоящего «поглощения» будет навязывание своих духовных ценностей, прежде всего через религию, культуру и язык. Когда «клиент» готов и созрел для «поглощения», начинается крупномасштабная война по уничтожению неугодного «соседа» и завоевания его территории.
Вся история человечества это, по сути, история войн между этносами и история «поглощения» слабых этносов сильными. Как верно заметил дедушка Крылов в своем «Волке и ягненке»: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Почему это происходит? Дело в том, что этнос, будучи живым организмом, тоже «хочет кушать» и он будет питаться энергией поверженного этноса, словно Дункан Макклаут из кинофильма «Горец», побеждая таких же бессмертных и питаясь их энергией. За счет этого этнос живёт и процветает. Поверженные народы принимают духовные ценности победителя, становятся «китайцами», «англичанами» или «русскими», и через столетие превращаются в патриотов своей новой нации. Как остроумно заметил В.И.Ленин: «Обрусевшие инородцы всегда пересаливают по части русского патриотизма». Разумеется, сейчас, когда за окном XXI век, геополитические интересы проявляются не так явно, как, допустим, в XVI –XIX веках. Но суть остается прежней – поглощение и ассимиляция. Разумеется, некоторые порабощенные этносы, как могут, сопротивляются ассимиляции («усвоению»): курды не хотят быть турками, баски не хотят быть испанцами, а русские не хотят быть «прибалтами». Сопротивлению способствуют духовные опоры «поглощаемого» этноса в виде религии, культуры и языка. И если эти опоры слабые, то этнос гибнет, оставляя свои следы в истории человечества в виде египетских пирамид, наскальных рисунков и золотых изделий из скифских захоронений. Если же духовные опоры сильные, то агрессивному этносу не удается «поглотить» поверженных.
Так, например, англичанам не удалось ассимилировать народы Индии, а монголы не смогли «омонголить» китайцев, точнее ханьцев, коих сейчас на земле проживает полтора миллиарда. Тех, кто интересуется этой проблемой, могу отослать к книге Збигнева Бжезинского «Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы)» - М., 1998 г. Ну а мы, вооруженные теперь необходимыми знаниями, вернёмся к истории наших предков–ойратов и попытаемся ответить на вопрос: закономерным ли был уход части калмыков обратно в Джунгарию в том далеком 1771 году?
ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА
Представим на минуту, что Хо-Урлюк был знаком с теорией этногенеза Л. Н. Гумилева и потому не стал бы уходить на Волгу, оставаясь в долине Алтая и не отрываясь от своей «материнской среды». Как бы сложилась судьба калмыков в таком случае?
Разумеется, она была бы совершенно другой. Колонизация этих земель русскими первопроходцами происходила очень медленно, обширнейшие сибирские просторы до сих пор мало освоены. Места хватило бы всем. Климато-географические характеристики предгорий Алтая абсолютно идентичны климату Джунгарии, если не лучше. Напомню, что царское правительство не очень охотно восприняло решение калмыков заселить Поволжье и даже настаивало на их уходе обратно к Иртышу, согласно вердикту Василия Шуйского. Но наши предки уперлись и стали настаивать на своём, желая жить в окружении чужих и агрессивных этносов – татарских и кавказских народов. Энергетика и военная мощь калмыков были настолько большими, что, видимо, они посчитали это досадной, но несущественной помехой. Позиция «где хотим, там и будем жить» сыграла с калмыками злую шутку. Естественно, они не знали, что, оторвавшись от «материнской» климато-географической среды, коллективный иммунитет и пассионарность этноса будет истощаться и через несколько столетий, словно древнегреческий Антей, оторванный от родной матушки–земли будет хиреть и слабеть.
Низовья Волги с его резко континентальным климатом (жаркое засушливое лето, холодные зимы с пронизывающими ветрами) поставили калмыков в состояние выживания. В первое столетие пребывания в России запас энергетичности был еще достаточен. Условия для кочевого образа жизни были приемлемы. А мы знаем: главная ценность для кочевника – это ПРОСТРАНСТВО! Для калмыка кочевать – значит жить! Руководители тогдашнего Российского государства быстро смекнули, что для будущих геостратегических программ России, калмыков лучше оставить в покое и позволить им кочевать в низовьях Волги и Дона. Территория Нижнего Поволжья тогда ещё была пустынной и малоосвоенной. Вплоть до начала XVIII столетия плотность населения там оставалась весьма низкой. К примеру, во времена правления Аюки-хана в 1719 году Астраханская губерния вместе с Кавказом насчитывала 46744 душ мужского пола (не считая кочевые племена). При этом рост населения отмечался незначительный. К 1762 году численный состав оседлого населения Астраханской губернии достиг всего 73344 душ. К началу века на всем протяжении между Саратовом и Астраханью в качестве опорных пунктов можно назвать лишь Царицын, Дмитриевскую и Черноярскую крепости. Остальные территории Нижнего Поволжья были отведены под кочевья калмыков.
Увы, так долго продолжаться не могло. Неумолимый ход истории диктовал грядущие перемены в социально–экономической жизни России. Наступала эпоха «фабричных труб». В XVIII веке право собственника постепенно становится определяющим фактором в перераспределении земли. Начинают вноситься некоторые изменения в решение вопросов о землевладении и землепользовании. Несмотря на то, что территории кочевий и пастбищ были отданы нашим предкам во владение, царская администрация начала урезать их пастбищные земли и передавать переселенцам, что было связано со стремлением освоить территорию Нижнего Поволжья.
С началом XVIII века на территории Нижнего Поволжья развернулась широкомасштабная колонизация, прежде всего государственная. Важным этапом в этом процессе стало строительство Царицынской сторожевой линии. К 20-м годам XVIII века от Царицына до станицы Качалинской на Дону были уже 4 крепости и 23 форпоста, между которыми тянулись ров и вал. Активно развивалась и казачья колонизация Дона и его притоков. Но в наибольшей степени на хозяйстве калмыков сказывалась колонизация правобережья Волги, в результате которой создавались преграды для сезонных перекочевок калмыков. Для наших предков скот являлся источником существования, богатства, высокого социального положения. Вначале Российское правительство было заинтересовано в поставках калмыцких лошадей и другой продукции скотоводческого производства, поэтому был разработан целый ряд законов, направленных на поощрение калмыцкой торговли. При Петре I в 1715 году Сенат указал не брать с пригоняемых калмыками в Москву лошадей пошлин-«мостовщины». 26 октября 1716 года посланцам хана, прибывшим в Москву «с табунами для покупок», выделялось даже «жалование за поденные кормы и за питье и на отпуск и за прогоны на всех общеуказным числом по 300 рублей на год». 26 февраля 1719 года Сенат постановил не брать пошлины с посланцев хана, если стоимость их товаров не превышает 3000 рублей и имеется разрешение Коллегии иностранных дел.
Таким образом, поощрительная политика царской администрации способствовала росту и развитию внутренней торговли не только России, но и Калмыцкого ханства. Разумеется, это делалось отнюдь не за «красивые глазки». Значительное влияние на экономическое состояние Калмыцкого ханства оказывало постоянное участие наших предков в войнах России, которые особенно часто случались в XVIII веке. Напомню, что наши предки участвовали в 28 (!) войнах России с другими государствами. Объективно тенденция привлечения вооруженных сил Калмыцкого ханства была проявлением военно-политической интеграции калмыков в состав России. Участие в войнах, безусловно, вначале приносило кочевникам определенный доход. «…Но постепенно наметилась тенденция их тотального привлечения, а военные походы уже не приносили калмыкам былую добычу. В различных военных действиях России постоянно принимали участие до 30–40 тысяч калмыков, до 70–80 тысяч лошадей, что было сопряжено с большими затратами во время подготовки калмыцкой конницы к походу и практически невосполнимой потере людских ресурсов». (И.С. Панченко «Политика России и экономическое развитие Калмыкии в первой половине XVIII века).
После смерти Аюки–хана в 1724 году в Калмыцком ханстве начинается период длительной борьбы за власть различных группировок знати; противоречия между калмыцкими феодалами не раз приводили к открытым вооруженным столкновениям. Фактически население ханства находилось в состоянии Гражданской войны!
Элистинский курьер от 6 августа 2009г., Эрдни Михалинов