Главная История Калмыцкий хурул в Белграде
×

Ошибка

There was a problem loading image arest1.jpg
There was a problem loading image matkapital.jpg
There was a problem loading image chess.jpg
There was a problem loading image azs2.jpg
There was a problem loading image dtp4.jpg
There was a problem loading image kran.jpg
There was a problem loading image chess2.jpg
There was a problem loading image sambo.jpg

Калмыцкий хурул в Белграде

Калмыцкий буддийский храм в Белграде — исторический храм, действовавший в 1928-1944 годах и обслуживавший духовные нужды калмыцких эмигрантов, бежавших от Гражданской войны в России. 

Часто называется первым буддийским храмом в Европе и, во всяком случае, входит в число самых первых в Европе храмов тибетского буддизма наряду с буддийским храмом в Санкт-Петербурге, если не учитывать, собственно, калмыцкие хурулы на территории Калмыкии.

Первые белые эмигранты — калмыки-казаки прибыли в Сербию через Турцию в 1920 году. Среди эмигрантов был ряд представителей высокого духовенства, в том числе багши хурула Платовской станицы Манчуда Буринов и багши Денисовской станицы Санджи Умальдинов.

Значительная группа калмыков — несколько сотен человек, поселились в конце года на окраине Белграда в селе Мали Мокри Луг (современная община Звездара). Это была самая крупная колония калмыков в Европе. В сентябре 1923 калмыки открыли первый буддийский храм в арендованных помещениях в непосредственной близости от штаб-квартиры их ассоциации, и доверили его попечению трех монахов во главе с бакшой Гави-Джимбой (Манчудой) Буриновым. В 1925 году они переехали в другой дом, так как первый был слишком мал для проведения служб. С этого времени появляются документы о финансовой поддержке со стороны местных властей.

В ряде случаев калмыцкие лидеры обращались за помощью к властям. Так, в 1925 они попросили Министерство по делам религии о финансовой помощи. Копия этого письма была направлена Патриарху Сербской православной церкви Димитрию. Имеется сочувственное письмо Патриарха в Министерство, где он призывает Министерство помочь калмыкам.

Первая публикация о калмыках в Белграде и их временном храме была опубликована в Zeitschrift fr Buddhismus — Munchen 1925, вып. 2 на немецком языке. О мартовской храмовой церемонии 1927 года написал Джон Принс, глава миссии США в Югославии, в журнале American Anthropologist (1928). Позже его статья была заново опубликована в Fragments from Babel (Columbia University Press, New York, 1939).

В 1928 году калмыки в Сербии добились разрешения строительства буддийского храма. Инициаторами с калмыцкой стороны были Багша Манчуда Буринов и председатель калмыцкой колонии полковник Абуша Алексеев. Но немаловажную роль в этом проекте сыграли сербские граждане. 

Наиболее значительную помощь храму на этом этапе оказал белградский коммерсант Милош Ячимович (1858-1940), в сентябре выделивший участок принадлежавшей ему земли (примерно 530 кв. м.) под строительство храма. Он также подарил калмыкам 10000 кирпичей и более 7500 досок, цемент и другие материалы. Эта щедрая помощь привлекла к храму внимание других обеспеченных представителей сербского общества, среди которых были и члены королевского дома.

Русский инженер А.Н. Клепинин безвозмездно выполнил проект-план храма с соответствующей сметой. По смете выходило, что храм обойдется в более 61000 динаров.  

Проект хурула

Сбором средств на постройку постоянного здания храма занимался полковник Абуша Алексеев, президент строительного управления (и президент Ассоциации калмыков), и его помощник и секретарь Эренджен Хара-Даван. Сбор средств шел полным ходом. Денежные средства приходили из Болгарии, Чехословакии, Франции. 

29 июля 1929 года произошло освящение места под храм и закладка фундамента. Богослужение проводили гелюнги во главе с Багшой Умальдиновым. 

29 июля 1929 года. Освящение и закладка фундамента на месте строительства хурула

Храм был построен калмыками меньше чем за полгода. Открытие хурула произошло 12 декабря 1929 года. К сожалению Багша М.Буринов не дожил до этого события. 

Построенное в результате здание могло вмещать до 150 человек.

В декабре 1929 года буддийский храм в Белграде был торжественно освящён. Освящение возглавлял бакша Намджал Нимбушев, приехавший по этому случаю из Парижа.

Середина 1920-х годов, справа бакша Умальдинов, слева бакша Нимбушев

Храм вскоре стал популярной достопримечательностью Белграда как для сербов, так и для иностранцев. В 1930 году он был отмечен в Путеводителе по Белграду, а годом позже улица, на которой он стоял, была переименована в Буддийскую улицу (серб. Будистичка улица, ныне Будванска).

Новость о храме широко распространилась в буддийском мире, и с ним установили контакты Общество Маха Бодхи, Гималайский институт Николая Рериха и другие международные буддийские организации. В 1930 году Н.К.Рерих подарил монастырю старинную тибетскую танку. На 1944 год в монастыре было уже 16 танок.

Храму длительное время не хватало храмовой статуи Будды. Её предоставила Япония в 1934 году, после обращения главы эмигрантов в Югославии к послу Японии в Румынии. Вскоре из Токио пришёл груз, содержавший большую статую и ряд ритуальных принадлежностей.

Храм служил калмыкам для заключения браков, проведения панихид и других социальных нужд, что ярко отличало этот храм от собственно тибетских. Здесь же появилась воскресная школа, где проводились занятия по калмыцкому языку и буддизму. В то время Религия была обязательным школьным предметом, и калмыцких школьников отправляли в храм для уроков по буддизму, откуда они возвращались в школу с оценками, проставленными ламой.

Служба в хуруле

Буддийский храм в Белграде-внутреннее убранство.

В 1935 году состоялась реконструкция, призванная увеличить внутреннее пространство храма.

Калмыцкая колония в Белграде прекратила своё существование в конце Второй мировой войны, когда калмыки, боясь преследований Советской Армии, бежали в страны Западной Европы (в первую очередь во Францию).

Калмыки возле хурула в Белграде.

Закрытый храм сильно пострадал во время битвы за Белград (октябрь 1944), была разрушена верхняя часть крыши (Башня). Некоторое время здание служило домом культуры и помещением профсоюзной организации, а несколько лет спустя было разрушено, и на фундаменте храма было воздвигнуто новое двухэтажное здание.