Главная История Первый калмыцкий киноактер
×

Ошибка

There was a problem loading image moshennik.jpg
There was a problem loading image karate.jpg
There was a problem loading image vodprava1.jpg
There was a problem loading image khurul5.jpg
There was a problem loading image policia3.jpg
There was a problem loading image zul2.jpg
There was a problem loading image 2024-12-01_16-00-47.jpg
There was a problem loading image sambo.jpg
There was a problem loading image azs3.jpg
There was a problem loading image mchs1.jpg

Первый калмыцкий киноактер

Кадр из фильма «Мужество»

Зула Нохашкиев - первый калмыцкий профессиональный киноактер, штатный актер кинофабрики «Ленфильм», сыграл в 15 картинах, среди которых «Чапаев», «Семеро смелых», «Первая Конная», «Князь Церен», «Очир», «Случай на полустанке» и других. В фильме «Первая Конная» сыграл легендарного командира Оку Городовикова.

Зула Нохашкиев родился 15 марта 1900 года в Ики-Чоносовском аймаке Мало-Дербетовского улуса. В семье Нохашкиевых было три сына, старшие братья Басан и Дава, и младший братишка – Зула. С 1907 года в Калмыцкой степи Малодербетовского улуса по инициативе Агвана Доржиева – Представителя Далай-ламы XIII в России и при помощи нойонов Тундутовых было открыто высшее буддийское учебное заведение в родовых землях Нойонакинов, в котором получали буддийско-философское образование, готовили эмчи-лекарей, зурхачи-астрологов. Занятия в Чёёря-хуруле вели лама Шакджа Джалцан, Хаян-ирбэ, Д.Буянтаев и др. Зула Нохашкиев с 1907 года по 1917 год прошёл обучение в Чёёря-хуруле Мало-Дербетовского улуса. 

В апреле 1920 года брат Зулы – Басан, член Ики-Чоносовского исполкома знакомит его с постановлением Калмыцкого областного отдела народного образования о командировании в Астрахань на педагогические курсы бывших гелюнгов и служащих аймачных исполкомов для подготовки учителей. 

В 1920 - 1923 гг. Зула Нохашкиев проходил курсы в Калмыцком педагогическом техникуме в г. Астрахани, одновременно преподавал калмыцкий язык в Детском доме №1.

23 сентября 1923 года Калмыцкий агитпропотдел РКП (б) рассмотрел вопрос о повышении образования калмыцкой молодёжи и рекомендовал лучших выпускников педагогического техникума командировать в Петроградский университет трудящихся Востока. Таким образом, Зула Нохашкиев оказался в Петрограде, который ошеломил его своей красотой, величием, разнообразием архитектуры. В Петрограде он проживал на Стародеревенской улице, в доме №15, около Буддийского храма; куда устроился при помощи профессора Владислава Котвича, помогавшему налаживать в Калмыкии народное образование.

С 1923 года по 1930 год проживал в Ленинграде, учился в Ленинградском институте восточных языков и параллельно в Землеустроительном техникуме, успешно окончив оба учебных заведения. В этот период своей жизни он начал сниматься в кино.

Но до этого, первый год учёбы с северным климатом повлиял на здоровье студента, он заболел, и в феврале 1924 года его направили в Монголию, где он жил по июль 1925 года. Пользуясь благоприятным климатом страны, мастерством монгольских врачей, лечебными свойствами кумыса, он восстановил расшатанное здоровье. Деятельный по натуре, Зула поступает работать с 11 августа 1924 года по 1 февраля 1925 года переводчиком в 4-й пограничный кавалерийский полк Монгольской Народной Армии. Наравне с воинами он участвует в боевой и политической жизни полка и ничем не отличается от кадрового военного. Эти навыки ему потом пригодились, когда в фильмах он играл роли разведчиков и кавалеристов.

Вернувшись из Монголии Зула Нохашкиев продолжил учёбу на 2-м курсе Ленинградского института восточных языков. Однажды возвращаясь с занятий, он сошёл с трамвая и остановился: у стены Буддийского храма расположился базар. Пёстрые халаты, рёв животных, разноязычие и шум у прилавков с фруктами и яствами. В толпе вышагивали визири в дорогих одеждах, шитых золотом по бархату. Это проводились съёмки фильма «Минарет смерти» в 1925 году. На плечи Зулы накинули халат и начали снимать, а затем попросили прийти завтра с восточной девушкой. Так в этом фильме сыграла роль однокурсница Зулы по институту Боова Колпакова. Вскоре их пригласили сняться в фильме «Северное сияние» (1926 г.), в котором Зула Нохашкиев сыграл роль юноши-нанайца.

В 1926 году Зула Нохашкиев по приглашению Академии Наук СССР участвовал как научный сотрудник и переводчик в экспедиции в Монголию.

3 марта 1927 года Зула Нохашкиев женился на Анастасии Зафран, в семье родилось трое детей: сын Владимир, 1928 г.р., сын Юрий, 1932 г.р., дочь Алефтина, 1937 г.р.

В июле 1928 года Зула Нохашкиев отправился на практику в Калмыкию, в поезде он познакомился со съёмочным коллективом студии «Совкино», едущим в Астрахань для съёмок фильма «Князь Церен» по сценарию А.М. Амур-Санана.

Кадр из фильма «Комсомольск»

По прибытию в Элисту Калмыцкий отдел народного образования направил его сопровождать коллектив киноработников и оказывать им помощь в проведении съёмок в Калмыцкой степи. В фильме «Князь Церен» он сыграл одну из главных ролей – пастуха Нарана. Встал вопрос об актёрах-калмыках, которые смогли бы сыграть роли в кинокартине; профессиональных актёров не было, поэтому их стали выбирать на местах съёмок: князя Церена сыграл начальник милиции Приволжского улуса – Очир Эльдяшев, жену пастуха Нарана Сян Белик сыграла Цаган Эрдниева из улусного исполкома Калмыцкого Базара, маму Нарана – Увашка Надбитова, роль княгини – Байндала Шонхорова и т.д.

Премьера фильма состоялась в Элисте 14 мая 1929 года, кинокартина была принята зрителями, ведь в ней авторы взволновано рассказывали о судьбе Калмыцкого народа, о национальных традициях, о кочевом быте со сборкой и разборкой кибиток, перекочёвкой с верблюдами, с народными танцами, обрядами, музыкой и т.д.

В 1930 году Зула Нохашкиев закончил учёбу в Ленинграде и приехал в Элисту, вскоре к нему прибыла жена с двухлетним сыном.

С 1930 года по 1932 год Зула Нохашкиев работал учителем в «красной» школе г. Элисты. В это время в столице степного края около родника на склоне городского парка киногруппа во главе с режиссёром Дарьей Шпиркан проводила отбор «типажей» на умение обращаться с лошадью, вести себя перед кинокамерой для фильма «Очир» по сценарию А.М. Амур-Санана; ей приглянулся интеллигентный молодой калмык в окружении детей; таким образом, в 1932 году Зула Нохашкиев сыграл главную роль табунщика Очира в одноимённом фильме.

Кадр из фильма «Очир»

Съёмки фильма «Очир» проходили на конном заводе Сальского района Ростовской области (Азово-Черноморского края в то время). Калмыцкая молодёжь охотно принимала участие в киносъёмках, в роль конюха сыграл Цебек Татнинов – рабочий завода «Ростсельмаш», роль сестры Очира – Анна Мухлынова – студентка медицинского института, Василий Учуров и Илюмджи Пандинов – студенты Пролетарского педагогического техникума каждое утро выезжали на грузовых машинах по точкам конного завода и свозили людей на массовки.

«Киногазета» 10 июня 1933 года опубликовала интервью режиссёра Дарьи Шпиркан о Зуле Нохашкиеве: «Мы нашли человека, который безусловно сможет со временем пополнить совершенно пустое место нашей кинематографии актёра-национала!». Успех кинокартины «Очир» предопределил переход Зулы Нохашкиева в профессиональное кино. С 1933 года он становится штатным актёром студии «Ленфильм».

Очень скоро на студии за Зулой Нохашкиевым закрепилось амплуа «характерного героя». Навыки конника помогали ему в создании образов военных, он знал теорию и практику боя, владел карабином и клинком.

Как актёр-профессионал он сразу проявил эти качества в первой своей штатной картине «Чапаев» (1934 г.) режиссёров братьев Васильевых, сыграв роль одного из командиров. Зула Нохашкиев сыграл роли в таких известных фильмах, как «Семь барьеров» (1935 г.), «Семеро смелых» (1936 г.), «Неустрашимые» (1937 г.), «Мужество» (1939 г.), «Первая Конная» (1941 г.), «Его зовут Сухэ-Батор» (1942 г.) и др. Лидеры и правительства многих стран давно поняли, что из всех искусств: живописи, поэзии, музыки; сильнее всего на людей воздействует кинематограф; удачно снятые фильмы приобретают международный статус как художественные произведения; такие киношедевры изучаются в мировой культурной жизни.

Кадр из фильма «Чапаев»

Следует учитывать, что Зула Нохашкиев также сыграл роли в фильмах, которые на экраны страны не вышли, так как были запрещены распоряжением генсека Сталина И.В. и наркома госбезопасности Берия Л.П., один из таких фильмов «Гость», снятый в 1939 году.

Зула Нохашкиев великолепно скакал на лошади, хорошо бросал аркан, метко стрелял, был физически крепок, силён, ловок, подвижен; по характеру добродушен, весел, приветлив; в фильмах хорошо показывал удаль, смелость и находчивость разведчика, попадающего в самые сложные и опасные ситуации. Режиссёры и операторы считали, что это у него хорошо получалось, поскольку, он играл самого себя.

Кадр из фильма «Мужество»

В 1930-е годы в Ленинграде училось много калмыцкой молодёжи, в гости к известному земляку приходили студенты калмыки. После таких встреч кто-нибудь из ребят приходил к Зуле Нохашкиеву на студию и снимался в эпизодах кинокартин, так Лиджи Акунов и Иван Манджиков попали в фильмы «Амангельды» и «Пётр Первый».

Работа в фильмах режиссёра Сергея Герасимова «Семеро смелых» (1936 г.) и «Комсомольск» (1938 г.) стала для Зулы Нохашкиева уроками глубокого актёрского мастерства, во 2-м фильме молодому актёру пришлось перевоплощаться и играть роль старика. Не менее удачно сыграл Нохашкиев и отрицательные типажи – роль басмача Дугара в фильме «Мужество» (1939 г.) и роль японского унтер-офицера в фильме «Случай на полустанке» (1939г.).

Кадр из фильма «Комсомольск»

В 1939 году начались работы над фильмом «Первая Конная» режиссёра Ефима Дзигана по сценарию Всеволода Вишневского, в котором Зула Нохашкиев сыграл роль комдива Оки Городовикова. Весной 1941 года были запланированы съемки фильма «Его зовут Сухэ-Батор» о событиях в Монголии 1921 года;

Кадр из фильма «Первая конная»

10 июня 1941 года съёмочная группа отправилась в Монгольскую Народную Республику. Весть о начале Великой Отечественной войны всколыхнула всю съёмочную группу, все приготовились к отъезду в Союз. Но экспедиции был отдан приказ о продолжении работы над картиной, которая в тех условиях являлась фактом культурных связей двух братских народов и объединяла боевых соратников в борьбе против нацистской Германии и милитаристской Японии.

Продолжение съёмок фильма «Его зовут Сухэ-Батор» с 26 октября 1941 года проходило в г. Ташкент (Узбекистан), а затем в г.Алма-Ата (Казахстан). В июле 1942 года к Зуле Нохашкиеву в Алма-Ату приезжает его семья из Ленинграда: жена и трое детей. 13 августа 1942 года военкоматом г. Алма-Аты Зула Нохашкиев призван в ряды Красной Армии.

В годы ВОВ Зула Нохашкиев воевал на разных фронтах в звании сержанта, служил командиром миномётного отделения, погиб 17 августа 1943 года при освобождении Смоленской области. 15 марта 1990 года в городе Элисте в кинотеатре «Родина» проводился вечер памяти, посвящённый 90-летию Зулы Нохашкиева. В 2000 году издана книга Алексея Иванова «Киноартист Зула Нохашкиев. Жизнь и творчество».

Зула Нохашкиев был неординарной личностью, учителем, киноактёром, воином, талантливым человеком, который нашёл своё призвание в кинематографе, сыграв интересные роли в пятнадцати кинокартинах, вошедших в «Золотой фонд» мирового кино.

Бембя Федоров/Элистинский курьер.