Главная История Курс – на Элисту
×

Ошибка

There was a problem loading image start.jpg
There was a problem loading image arest1.jpg
There was a problem loading image matkapital.jpg
There was a problem loading image chess.jpg
There was a problem loading image azs2.jpg
There was a problem loading image dtp4.jpg
There was a problem loading image kran.jpg
There was a problem loading image chess2.jpg
There was a problem loading image sambo.jpg

Курс – на Элисту

Курс на ЭлистуВ ходе сражения за Сталинград советская 289-я смешанная авиационная дивизия включилась в боевые действия на астраханском направлении, где Вермахт после форсирования Дона у Цимлянской одной моторизованной дивизией и частью сил 6-го румынского корпуса начал наступление на Элисту. В ночь на 11 августа, оттеснив подразделения 51-й армии (основные ее силы были сосредоточены ближе к району Сталинграда), противник занял столицу Калмыцкой АССР. По расчетам врага путь к Астрахани вдоль единственной грунтовой дороги был открыт.

Немецкие бомбардировщики Ю-88 и Хе-111 начали разведывательные полеты на этом направлении, а 19 августа во семнадцать Ю-88 с высоты 3000-3500 метров нанесли удар по северной окраине города. Астрахань в это время была переполнена стратегическими запасами бакинской и грозненской нефти. Обстановка на земле и в небе стала угрожающей.

В этих условиях 28-й Армии, которая впоследствии будет освобождать Калмыкию, была оперативно подчинена 289-я смешанная авиадивизия.

Базируясь в районе Астрахани на полевых аэродромах «Началово» и «Ивановский», 18 августа авиадивизия вступила в боевые действия, поддерживая наземные войска, занявшие оборону на пути продвижения противника в 260-280 км от Астрахани (между Элистой и Улан-Эрге).

Уже после войны летчики вспоминали, что местность в этом районе была очень сложной для боевых полетов. В условиях полупустыни и малого количества ориентиров пилотировать самолеты приходилось, в основном, по компасу и расчету времени. Это предъявляло повышенные требования к летному составу и создавало дополнительные трудности. Кстати, об этом в своих мемуарах «Пилот «Штуки» сообщает самый титулованный пилот Люфтваффе Ганс-Ульрих Рудель. Он вспоминает об океане степных ландшафтов и «маленькой Элисте».

Удар с неба

Первый удар 289-я смешанная авиадивизия нанесла двумя десятками штурмовиков Ил-2 без прикрытия истребителей. Для дозаправки самолетов были подготовлены аэродромы подскока в районах Утты и Хулхуты. Целью стали войска противника, расположившиеся в Элисте. Скрытное перебазирование штурмовиков на аэродромы подскока, внезапный выход их в район цели и отсутствие средств противовоздушной обороны у противника позволили сделать по 5 7 заходов. В результате было уничтожено до 20 вражеских автомашин, четыре бензовоза, до 50 лошадей с повозка ми и до 250 солдат и офицеров противника.

Удар с неба ошеломил немцев, которые не ожидали здесь налетов советской авиации. Как показали захваченные пленные, им неоднократно объявляли, что «у русских в калмыцких степях авиации нет». Враги рассчитывали легко и быстро выйти к Астрахани. После налета штурмовиков на Элисту гитлеровцы срочно под тянули зенитную артиллерию, а с 4 сентября в воздухе появились лучшие на тот момент немецкие истребители «Мессершмидт-109». Напомним, что в этот день в районе Хулхуты совершил подвиг капитан Всеволод Ширяев. Отметим, что в противоборстве с гитлеровскими асами неожиданная помощь советским авиаторам пришла с земли. В ноябре 1942 г. партизаны отряда Сергея Коломейцева подорвали и сожгли пять «мессеров» на полевом аэродроме в Яшкуле (Докладная записка калмыцкого обкома партии в ЦК ВКП (б) об итогах партизанского движения в Калмыкии от 2 апреля 1943 г.).

К этому времени командование 8-й воздушной армией перебросило на астраханское направление 148-й истребительный авиационный полк (ИАП) под командованием подполковника Г. П. Зайцева. В помощь штурмовикам и истребителям для наведения их на цели в условиях степи, а также для ведения воздушной разведки к дивизии было прикомандировано звено самолетов Пе-2 86-го бомбардировочного полка.

За господство в воздухе

Со второй половины сентября 1942 года экипажи 86-го бомбардировочного полка бы ли привлечены к ведению воздушной разведки в районе Элисты. Они действовали «челночным» методом. Взлетая с аэродрома базирования Вишневка, находившегося под Сталинградом, самолеты садились для дозаправки на аэродром «Началово» у Астрахани. Затем таким же маршрутом возвращались обратно.

Данные разведки с фотосхемами экипажи представляли в штабы 289-й и 270-й авиадивизий. Особенно успешно действовал в разведывательных полетах над калмыцкой степью самолет младшего лейтенанта Л.Н. Боброва, ставшего в конце войны Героем Советского Союза. Этот экипаж брал в полет фугасные бомбы и в ходе разведки уничтожал обнаруженные цели. Несколько вылетов на воздушную разведку в район Элисты совершили экипажи других полков 270-й бомбардировочной дивизии во главе с майором Л.И. Пушкиным, назначенным в августе заместителем командира дивизии.

Авиаразведка была связана с огромным риском. 22 октября не вернулся из района Элисты экипаж в составе стар шего сержанта И.Е. Беспалова, младшего лейтенанта А.И. Борисова и старшего сержанта Н.А. Сапожкова (экипаж самолета Пе-2 состоял из трех человек прим. ред.). Как выяснилось, в районе Ут-Салы «пешку» обстреляли вражеские зенитки.

Прямым попаданием снаряда был разбит масляный бак правого мотора. Экипаж развернул машину и взял обратный курс. В районе хутора Буденный загорелся подбитый мотор. Пришлось производить посадку на фюзеляж в безлюдной и безводной степи в 140 км от астраханского аэродрома. Более двух суток без воды и пищи добирались авиаторы пешком до ближайшего населенно го пункта, мужественно преодолевая тяжелые лишения.

Но активность советской авиации не снижалась на кону стояло господство в воздухе на астраханском направлении. Разведывательные полеты успешно продолжались. По их результатам определялись первоочередные цели в боевых порядках наступавшего врага. Так, 29 августа шестерка Ил-2, ведомая командиром эскадрильи 232-го штурмового авиационного полка (ШАП) капитаном В.Л. Кириевским нанесла эффективный удар по войскам противника. В тот день немцы окружили в районе Яшкуля до полутора батальонов 107-го гвардейского стрелкового полка. Во время внезапного налета Илы уничтожили две сотни гитлеровцев. Воспользовавшись замешательством противника, командир стрелково го полка полковник Цыганков поднял свои подразделения в контратаку и вывел их из окружения. При этом было уничтожено еще около 500 вражеских солдат и офицеров.

Место подвигу

19 сентября две группы Ил-2, возглавляемые командирами 232-го и 806-го ШАП, под прикрытием девятки истребителей в течение 28 минут бомбили и штурмовали живую силу и технику 156-го моторизованного полка противника, подошедшего к району Хулхуты. Через четыре часа две шестерки штурмовиков под прикрытием двух пар истребителей повторили удар, вынудив противника перейти к обороне. 29 сентября группа Ил-2 под прикрытием истребителей четырежды атаковала передний край и огневые позиции оборонявшегося врага. Потеряв до 40 процентов личного состава и боевой техники, 156-й мотополк вынужден был отойти в район Элисты.

В воздушных боях над калмыцкой степью особенно отличились замкомандира эскадрильи 232-го ШАП старший лейтенант К.П. Гавердовский и молодой пилот этого же полка старший сержант Л.С. Савельев. Они совершили героические поступки, вывезя с территории, занятой противником, своих боевых товарищей, самолеты которых были подбиты в воздушных боях. Гавердовский вывез двух ведомых, а Савельев спас своего командира младшего лейтенанта З.С. Хиталишвили и доставил в полк снятую с подбитого штурмовика кассету аэрофотоаппарата, на пленке которой были зафиксированы результаты разведывательного полета. А четвертого сентября геройский подвиг совершил командир эскадрильи 806-го штурмового полка капитан В.А. Ширяев.

Еще один огненный таран 22 ноября 1942 г. в районе Яшкуля совершил летчик 232-го ШАП младший лейтенант А.Д. Прудников. По сообщению пехотинцев, штурмовик сделал три за хода на вражескую автоколонну, обстреливая ее из пушек и пулеметов. На третьем заходе от попадания зенитного снаряда противника загорелся бензобак, и самолет охватило пламя. Облачность не превышала 50 метров, поэтому сбить огонь не удалось. Тогда Прудников направил падающий самолет на атакованную им колонну, вызвав дополнительные пожары в ней и большой взрыв. Наземные войска под впечатлением подвига летчика-штурмовика бросились в атаку и освободили Яшкуль, а затем нашли останки героя и захоронили его в центре населенного пункта.

289-я смешанная авиационная дивизия под командованием полковника М.В. Аввакумова, сменившего в середине сентября Л.Д. Рейно, действуя на астраханском направлении в отрыве от основных сил армии, делала все возможное для скорейшего разгрома гитлеровских войск у стен Сталин града. Ярким проявлением боевого настроения личного состава, находившегося на аэродромах подскока в безводной калмыцкой степи и вынужденного терпеть не только бытовые трудности, но и перебои с подвозом воды и пищи, яви лось заявление механиков и других специалистов о том, что они готовы голодать несколько суток, лишь бы летчики лучше громили врага. Кроме этого, наземным персоналом в полевых условиях штурмовики были оснащены пулеметами для защиты от атак сзади.

Так, упорными и решительными действиями войск 28-й армии, поддержанными бомбовыми и штурмовыми удара ми авиаполков 289-й смешанной авиационной дивизии, продвижение группировки немецко-румынских войск на астраханском направлении было остановлено в районе калмыцкого поселка Хулхута, в 150 км от Астрахани. Фронт был стабилизирован, а зимой 1942-1943 гг. часть временно оккупированной территории Калмыцкой АССР была освобождена от захватчиков.

(Источник: «Элистинская Панорама» от 16,20 апреля 2010).