Главная Традиции До седьмого колена. Родственные связи у калмыков
×

Ошибка

There was a problem loading image moshennik.jpg
There was a problem loading image karate.jpg
There was a problem loading image vodprava1.jpg
There was a problem loading image khurul5.jpg
There was a problem loading image policia3.jpg
There was a problem loading image zul2.jpg
There was a problem loading image 2024-12-01_16-00-47.jpg
There was a problem loading image sambo.jpg
There was a problem loading image azs3.jpg
There was a problem loading image mchs1.jpg

До седьмого колена. Родственные связи у калмыков

До седьмого колена. Родственные связи у калмыковКаждый человек должен знать своих предков. Без рода и племени человека не бывает. Род определяется у калмыков по отцовской линии. Человек, хорошо знающий историю своего рода, вызывает уважение, как у своих родственников, так и у знакомых.

Родственники семи поколений в роду по отцовской линии называют себя «торлмуд». Но и в этих семи поколениях своя градация, а именно: первые четыре колена считаются близкими родственниками, а уже пятое, шестое и седьмое колено относятся к дальним родственникам. Впрочем, деление элгн-садн -родственников ( на близких -оорхн и дальних - хол) носит условный характер. Однако при этом существовали свои традиции. Например, юноши и девушки, связанные родственными узами по линии отца, не имели права создавать семью, вступать в брак между собой. Смешение родственных кровей у калмыков, да и не только у них, считалось большим грехом. От таких браков рождались болезненные дети, а значит, и сам род постепенно слабел, вымирал. А вот по линии матери дальние родственники могли вступать в брак между собой. Существовало даже поверье, что такой брак бывает крепким и счастливым.

Отцовская родня во всех отношениях занимала главенствующее положение, потому что это люди одной крови, и поэтому относиться к ним надо было с должным почтением и уважением: их усаживают на самое почетное место за столом, им предоставляется первое слово для произнесения йоряля, они возглавляют делегацию сватов, которые отправляются за невестой. Если в роду отца оказывался сирота, то к нему проявляли особое отношение, никогда не оставляли без внимания. Когда сирота подрастал и принимал решение о создании своей семьи, то все родственники по линии отца должны были помочь ему в этом серьезном шаге, как материально, так и духовно. Если сиротой оставалась девочка, то ее выдавали замуж из дома дяди или брата.

Родственники по линии матери, пусть даже и близкие, считались людьми другой крови, другого рода, поэтому решающего голоса при обсуждении важных вопросов не имели, хотя дядя (брат матери) занимает второе место в делегации сватов, отправляющихся за невестой.

Раньше калмыки жили кланами, то есть вся родня (по отцовской линии) составляла один хотон. И назывался такой хотон по имени главного человека в роду: Манджихн, Санджихн, Дорджихн.

Калмыки придавали очень большое значение родовым связям. Потому и первый вопрос при встрече двух человек звучал так: «Чей ты? Откуда родом?» И, когда в ответ говорили: «Би манджихна ковун»..., то становилось ясно к какому роду-племени принадлежит новый знакомый.

Таким образом и сохранялась фамилия среди калмыков, а значит продолжал жить род. Потому что, если в памяти людей будут сохраняться имена предков, будут живы и традиции нации. А традиции надо сохранять, потому что они станут гордостью для последующих поколений народа.

Источник: Традиции калмыков, Ользеева С.З.