Главная Статьи Культура Монголо-Осетинский уик-энд в Элисте
×

Ошибка

There was a problem loading image flag1.jpg
There was a problem loading image mishakov.jpg
There was a problem loading image vobla.jpg
There was a problem loading image delo2.jpg
There was a problem loading image start.jpg
There was a problem loading image arest1.jpg
There was a problem loading image matkapital.jpg
There was a problem loading image chess.jpg
There was a problem loading image azs2.jpg
There was a problem loading image dtp4.jpg

Монголо-Осетинский уик-энд в Элисте

Монголо-Осетинский уик-энд в ЭлистеМонголо-Осетинский уик-энд в ЭлистеВ минувший уик-энд скучная провинциальная жизнь Элисты пережила культурный всплеск и заметное оживление. Государственный концертный зал, и по сей день именуемый ДКП, четыре вечера – с четверга по воскресенье – был забит до отказа.

Первые два вечера «зажигал» Монгольский государственный ансамбль мөрин хуур. Концерт прославленного коллектива состоялся в рамках Дней Монголии в Российской Федерации, которые прошли в Москве и Санкт-Петербурге. Как сказал перед началом концерта представитель посольства Монголии в РФ, братья-монголы не могли не приехать в Калмыкию к своим сородичам. Симпатичная переводчица в какой-то момент забыла, как по-русски передать сказанное, но запинка выглядела настолько мило, что вызвала бурю аплодисментов, особенно после слов, понятных и без перевода: «Өсрсн цусн, тасрсн махн».

Сам выход артистов в красивых белых одеяниях сопровождался шквалом рукоплесканий. Потом публика замерла в восхищении. Экзотические инструменты – мөрин хуур, ятха, йочин, а особенно божественное горловое пение завораживали. Конферансье Наталья Гаданова поведала историю мөрин хуура. Согласно легенде, у одного батыра был друг – крылатый конь, и вместе они были непобедимы. Но однажды враги, пока батыр и его друг спали, отрубили крылья скакуну. В память о погибшем друге батыр изготовил из его гривы и костей музыкальный инструмент, в звуках которого услышал голос любимого скакуна.

Впрочем, в мелодии мөрин хуура и в самом деле слышатся и топот скачущих лошадей, и их ржание, и дуновение ветра в степи, и шелест волнующегося ковыля. И что-то еще, щемящее и родное. Народные мелодии и музыка известного монгольского композитора Н. Жанцаннорова, передающие ритмы кочевников, сменились произведениями Ж. Бизе, А. Дворжака и Г. Свиридова.

Высокий профессионализм, удивительные голоса горловиков Ашида и Балд Бата, чарующие звуки ятхи (даже выход трех девушек на сцену, выносивших свои инструменты, как щиты, на плече, сопровождался овацией), виртуозная игра ансамбля и невозмутимо-зажигательное управление дирижера Тувшин Сайхана – всё это сделало праздник мөрин хуура в Элисте по-настоящему ярким и незабываемым. Хочется надеяться на новую встречу с музыкой мөрин хуура, а также – услышать великолепное сопрано молодой, но уже известной в мире монгольской певицы Серчмаа.

ТАНЕЦ КАК СТРАСТЬ

Прошедшие в субботу и воскресенье два совместных концерта Ансамбля народного танца Калмыкии «Лотос» и Государственного академического ансамбля танца Северной Осетии «Алан» как будто возвратили в прошлое. Когда частыми были обменные концерты мастеров искусств многонационального СССР, когда мы имели возможность прикоснуться к культуре других народов, в том числе и своих соседей по региону.

Оба танцевальных коллектива – и молодой, всего 5 лет, «Лотос», и 72-летний кавалер Ордена Дружбы народов «Алан» – смогли передать душу калмыцкого и осетинского народов. Ведь «в танце главное не ноги, в танце главное – душа», как сказал один поэт.

«Лотос» открыл свою про- грамму новой композицией, которая, наверное, станет его визитной карточкой – «Танец с лотосами». Легкость и воздушность хореографии, новые движения подчеркивались свежестью розового колорита костюмов.

«Танец зайсангов» сменяли искрометные татарский и монгольский, зажигательный «Чичирдык» и грациозный «Танец воинов 1812 года». Каждая из композиций - как маленькая новелла, рассказывающая о народе. После выступления руководитель ансамбля Валерий Эрдниев скажет, что коллектив еще молод, но полон стремления учиться, в том числе и у своих старших коллег - ансамбля «Алан». А он заслуживает особого восхищения.

«Алан» представил, кроме осетинского, грузинский, аварский и лезгинский танцы, а также красивую композицию «Игры чабанов». Бешеный темперамент джигитов и девушки, словно лебедушки, плывущие по сцене. Как танцовщицы держат спину! Как изящно парят они на сцене! Ощущение, что пол сцены движется, а не девушки. Почему-то и «лунная походка» Майкла Джексона вспомнилась. Уникальная синхронность и ощущение закипания крови в жилах – это тоже «Алан». Жаль, мы не увидели знаменитый «Танец с кинжалами». Помнится, этот маленький шедевр исполнялся в один из приездов ансамбля в Калмыкию.

Хочется еще привести цитату с сайта ансамбля: «Даже призвав на помощь все имеющиеся в русском языке эпитеты, мы не сможем передать красоту осетинского танца. Это сдержанность и достоинство, плавность и величавость, стихия огня и волны нежности. Это объяснение в любви и вызов соперника на поединок, разгул веселья и скорбь по ушедшим. Так же, как в героической песне, выражал народ в танце скорбь и чаяния, утверждал свой нрав и характер, воспевал любовь к земле отцов и присягал ей на верность».

«Алан» не зря называют гордостью осетинского искусства. Такое высокопрофессиональное хореографическое исполнение вызывает и гордость, и зависть, и огромную радость.

Райма Саряева, Элистинский курьер