Главная Статьи Культура Художники Калмыкии
×

Ошибка

There was a problem loading image piylnya-.jpg
There was a problem loading image aeroport_elista.jpg
There was a problem loading image delo2.jpg
There was a problem loading image pedagoggoda.jpg
There was a problem loading image pagoda2.jpg
There was a problem loading image sud.jpg
There was a problem loading image vzyatka.jpg
There was a problem loading image poliklinika.jpg
There was a problem loading image arest_avto.jpg

Художники Калмыкии

Принято считать, что основным видом художественного творчества калмыков является декоративно-прикладное искусство. Как кочевой народ, калмыки славились изделиями из кожи и серебра. Вместе с буддизмом зародился когда-то в Калмыкии и уникальный вид письма. Это танки или буддийские иконы. В последние десятилетия современные художники возрождают этот древний вид живописи.

В семидесятых годах прошлого века художник Александр Поваев был непременным участником всероссийских выставок типа «60 лет Советской власти» или «По Ленинскому Пути». К тому, что он делает теперь, пришел лет двадцать назад. Техника старокалмыцкой живописи теснейшим образом связана с буддизмом. Так писались буддийские иконы – танка. Но себя Поваев иконописцем не считает.

Александр Поваев, художник: «Есть у нас художники - традиционные иконописцы, которые учились в Индии. Вот они делают традиционные канонические работы. У меня уже далеко от канона».

Работы Поваева пишутся по ситцу, не имеют рамы и подрамника. Потому и называют их свитками. Но похожие на буддийские иконы, они уже несут новое содержание. Поваев лишь использует традиционные приемы для выражения собственных идей. Его последняя картина называется «Подношение Малевичу». Это пример современного понимания и переосмысления традиционных буддийских образов.

Использовать национальные традиции для создания нового - любимое занятие художника ювелира Галины Ушановой. Но, по словам мастера, – тут надо знать меру.

Галина Ушанова, ювелир: «Искать другие формы, но в то же время не уходить далеко от традиций, чтобы остаться калмыцким мастером».

Калмыцкого ювелира Ушановой могло и не быть. В Казахстане, куда она поехала учиться ювелирному искусству, девушек к этому делу не допускали. Галина и сейчас помнит, как ее встретил учитель.

Галина Ушанова, ювелир: «Он завел меня в мастерские, а там большой щит, и на нем - «Ювелир должен иметь золотые руки, стальные нервы».

Из ее группы сегодня ювелирами работают только двое. У хрупкой девушки оказался твердый характер. Правда теперь, став уже заслуженным художником, Галина признает. В ювелирном деле действительно много чисто мужской работы.

Любимый материал мастера серебро. Ее колье, ожерелья, броши и кольца, украшенные искусной филигранью, удивляют многообразием художественных решений. Отличительная особенность работ Ушановой – она никогда не использует чернение.

Галина Ушанова, ювелир: «Не хочу обижать ювелиров, но бывает, что за чернением прячут некачественное серебро и плохую работу».

Такого Ушанова позволить себе не может. Не для этого она взялась когда-то за мужскую работу.

Источник: Телеканал «Культура».



Добавить комментарий