Главная Статьи Культура Первый скульптор Калмыкии
×

Ошибка

There was a problem loading image policia3.jpg
There was a problem loading image dtp4.jpg
There was a problem loading image gripp6.jpg
There was a problem loading image 20240608-WA0117-800x600.jpg
There was a problem loading image policia7.jpg
There was a problem loading image minfinrf.jpg
There was a problem loading image 2024-11-27_19-13-39.jpg
There was a problem loading image lodka.jpg
There was a problem loading image flag1.jpg

Первый скульптор Калмыкии

Первый скульптор КалмыкииXX столетие в жизнеутверждающих этапах развития государства - Октябрьская революция, Великая Отечественная война и советское строительство - составляет общую тематику искусства соцреализма. Его идеологическое русло объемлет монументальные формы скульптуры в городском ансамбле Элисты. Пропагандистское начало закономерно наложило печать на все виды изобразительного искусства советской Калмыкии, и в первую очередь, скульптуру монументальную, развивающуюся в пространстве архитектурного ансамбля города. Элиста поднималась в новостройках шестидесятых и бурно оформлялась как столица степной республики в 70-80-е годы прошлого столетия. Искусство, выйдя на улицы и площади городов страны Советов, призвано было наглядно утверждать идеалы строящегося социализма.

В монументальных формах скульптуры, входящей в пространство архитектурного облика Элисты, воплощены канонические сюжеты советской истории: центральная площадь В.И.Ленина со статуей вождю пролетарской революции, традиционный комплекс «Вечного огня» героям, павшим за установление советской власти и на фронтах Великой Отечественной войны. Результатом большой обобщающей работы автора Никиты Амолдановича Санджиева на революционно-патриотическую тему является создание мемориального комплекса героям гражданской и Отечественной войн, поставленного в Элисте в 1963 году, предшествовало появление памятника жертвам фашизма в селе Красномихайловка в Яшалтинском районе. Композиционное решение мемориалов, традиционных для советской тематики монументальной скульптуры, отвечало идеологическим требованиям времени. Образное воплощение подвига в создании обобщенных портретов-символов, объединенных композиционным замыслом, посвящено истории Советской Калмыкии. Пространство организовано стелой красного камня, представляющей каноничные образы рабочего, крестьянина, солдата, и установленной недалеко от Вечного огня. Выполненные в большом масштабе, четкие и ясные по форме, они торжественно монументальны, дополняемые по периметру площади плитами, несущими имена героев. Символика Вечного огня акцентирована в нижнем уровне комплекса тремя пилонами, возносящимися высоко в небо. Мемориал сегодня является историко-культурным центром в парковой зоне столицы республики, куда по торжественным датам собирается общественность, чтобы отдать дань героям войн и труда, достойным и почетным гражданам Калмыкии.

Среди последних особую значимость имеет памятник герою гражданской войны - Оке Городовикову работы народного художника РСФСР Никиты Санджиева (1924-1994), выполненный в лучших традициях монументального батального жанра. Созданная в соавторстве с Н. и Р. Роберманами и архитектором В. Нимгировым конная скульптура возвышается в центре круглой площади, соединяющей три направления городского маршрута. Монументальное произведение воспринимается запоминающимся символом Советской Калмыкии. Памятник смотрится со всех сторон целостно и выразительно: жест правой руки полководца О.И. Городовикова, высоко поднятой вверх, как бы приветствующей современника, придает особую величественность и масштабность монументальному произведению. Конная статуя советского командарма - замечательная идея планировщиков города - была воплощена в процессе напряженного труда с натуры, предъявлявшей высокие требования в создании единой композиции. Автором удачно найдена форма монумента, установленного на постаменте, имитирующей очертаниями степной курган. Безукоризненная посадка бронзовой фигуры всадника в папахе и бурке на горячем степном скакуне, показанном в сложном ракурсе композиции, потребовала не только мастерства ваятеля, но и многих технических усилий творческой бригады создателей. Торжественное открытие в Элисте конного памятника О.И. Городовикову в 1976 году явилось крупным событием в общественной жизни Калмыкии. Помимо традиционной для всех советских городов монументальной символики, степная столица обрела свой символ в скульптуре, органично вошедшей в архитектурный ансамбль, придав ему локальное своеобразие.

Атрибутика революционного прошлого превалирует в жанре героического портрета, отвечающем задачам социалистического реализма в изображениикак созидательных буден, так и ратных подвигов народа. Достоверно воссозданный этнический тип знаковых в истории персонажей и конкретный ландшафт малой родины несет «местное» выражение российского искусства, воспроизводя мировоззренческую пространственную модель культуры социализма.

Появлению монументального образа командарма Оки Городовикова Н. Санджиева предшествовала большая кропотливая работа над большой портретнойпортретной галереей современника. В семидесятые годы в творчестве автора появляются образы: «Участник гражданской и Великой Отечественной войн М.Т.Бимбаев» (1975), «Портрет ветерана Н.В. Бадьминова» (1976), «Портрет Героя Советского Союза М.А. Сельгикова» (1979), продолжающие героико-патриотическую линию портрета. В русле психологической разработки характера в ранних произведениях «Домбристка», «Старик из Бор-Нура», он создает камерный «Портрет пожилой женщины». Произведения эти - типичные образцы советского портрета шестидесятых, воссозданные на историческом материале первым скульптором Калмыкии Никиты Санджиевым.

Пластическое разнообразие материалов, используемых автором в создании произведений, свидетельствует о высоком техническом владении приемами художественной обработки конкретного материала, будь это дерево, гипс, терракота или металл. Произведения скульптора Никиты Санджиева воспроизводят рассказ о подвиге, где автор строит композицию из нескольких фигур, не перегружая ее деталями и сложными движениями. Таковы его станковые композиции «Письмо в родные края», «Солдат революции», известные еще по кемеровскому периоду творчества.

Жизненная правдивость образов Никиты Санджиева проявляется в конкретизации его портретной галереи: полководец О.И. Городовиков, героиня гражданской войны Н. Шапшукова, заслуженный хирург КАССР П. Жемчуев и классик современной калмыцкой литературы Баатр Басангов. Исторической теме были посвящены композиции «Письмо в родные края» (1958), «Подвиг Эрдни Деликова» (1960) и «Солдат революции» (1960), «Портрет С.М. Буденного», отмеченные литературной повествовательностью.

Калмыцкое искусство как реконструктивное поле художников-основоположников старшего поколения, явилось плодотворной почвой утверждения национальной культуры. Оно выразительно оформляется в произведениях станковой скульптуры. Документальную и художественную значимость несут созданные автором скульптурные образы представителей калмыцкой интеллигенции 60-80-х годов. Портреты драматурга Б.Басангова, писателя С. Каляева, врачей П. Жемчуева и Ю. Эренценова, доктора филологических наук Ц.-Д. Номинханова, народного поэта Калмыкии Д. Кугультинова представляют вкупе высокий образ социалистической эпохи, ее созидательного пафоса. Героями представляются люди, чьей творческой мыслью и трудом во благо отечества были достигнуты значительные народно-хозяйственные и культурные достижения Советской Калмыкии.

Особое место в творчестве Н. Санджиева 70-80-х годов занимает создание памятника А.С. Пушкину, великому русскому поэту. Образ, волновавший многих калмыцких художников, как в довоенный, так и в постдепортационный периоды, скульптор увековечил, поставив монумент в центре архитектурного ансамбля города. Поиски привели к мысли отказаться от изображения полной фигуры А. Пушкина. Он лепит лишь голову поэта и устанавливает ее на круглую колонну классической формы. «Портретное решение головы поэта убедительно: она вылеплена реалистически, в плане монументального обобщения. Оригинальность и простота скульптурного изображения, отказ от всего лишнего помогает достичь в памятнике максимальной концентрации образа. Сегодня это произведение украшает вход в городскую библиотеку имени А.С.Пушкина. Органично вписаны в скульптурно-архитектурную композицию металлическая декоративная решетка, несущая рельефное изображение сюжетов путешествия поэта в калмыцкую степь, сопровождаемое вечными строками его произведений; светильники, стилизованные под фонари того времени. Пушкинская аллея Никиты Санджиева является камерной садово-парковой зоной Элисты, где ежегодно в день рождения великого русского поэта звучат нетленные строки его вдохновенной поэзии. Произведения первого скульптора Калмыкии Н.А.Санджиева (1924-1994), народного художника РСФСР, продолжают жить, организуя пространство культурной среды современника.

Источник: газета «Хальмг Унн»/Светлана Батырева.