Главная История Топонимика поселений донских казаков-калмыков
×

Ошибка

There was a problem loading image arest1.jpg
There was a problem loading image matkapital.jpg
There was a problem loading image chess.jpg
There was a problem loading image azs2.jpg
There was a problem loading image dtp4.jpg
There was a problem loading image kran.jpg
There was a problem loading image chess2.jpg
There was a problem loading image sambo.jpg

Топонимика поселений донских казаков-калмыков

Топонимика поселений донских казаков-калмыков

ГИДРОНИМЫ

Монголо-ойратские гидронимы (наименования водных объектов) откладываются на всём районе кочевий калмыков, в Сальской степи они явно доминируют.

Обозначение реки Сал с калмыцкого переводится — балка, приток, ветвь. Другое толкование: калмыки переправлялись через реку, держась за хвост лошади, а сзади на сухом плотике «сал» тащили снаряжение и одежду.

Река Кара-Сал по-калмыцки — чёрный Сал.

Река Джурак — имя собственное, скорее всего, при наименовании такой почести был удостоен богатый калмык Джурак. Иной перевод — быстрый, бурный, бегун.

Река Гашун названа вполне понятно: в переводе с калмыцкого «гашун» — горький, в калмыцких степях многие реки несут горько-солёную воду. Другое объяснение: наименование имеет тюркские корни, река получила своё название от имени ногайского мурзы, кочевавшего в этих местах.

Река Ерик на калмыцком — проточная вода, русло реки, небольшой ручей.

Около станицы Эркетинской была пересыхающая речка под названием Уртугур (Уртугул). Скорее всего, наименование имеет тюркские корни.

Река Дон по-калмыцки Тенгин-Гол, Маныч — Манцын-Гол.    

Река Куберле — имя собственное, её наименование произошло от имени хотона, когда-то кочующего по этой местности. Вторая версия имеет тюркские корни: Куберле — «воин, охраняющий воду». Большая Куберле и Малая Куберле сообщают о своей протяжённости.

Река Амта — производное от калмыцкого слова эмтэ — живой, одушевлённый, сладкая вода.

За рекой Сал — крутой обрывистый склон, простирающаяся за ним возвышенность носит название Ергени, от калмыцкого слова эргэ — обрыв, яр, крутизна, калмыки называли этот водораздел «66 прибрежных возвышенностей».

Один из верхних притоков реки Сал называется Кара-Сал. Калмыцкое слово «кара» означает «чёрный». Дело в том, что во время весеннего таяния снегов и выпадения дождей эти потоки стекают в р. Кара-Сал, из-за этого вода в реке становится мутной и даже чёрной.

Рельеф юрта станицы Батлаевской пронизывали многочисленные балки: Большая Бургуста, Джаава, Большая Джамникова, Малая Джамникова, Крутоярская, Нунта, Мокрая Ряска, Сухая Ряска, Улюкова, Чурюмова.

Станица Денисовская была образована на балке Баглай, (н/в балка Потапова). Территорию прорезали многочисленные балки: Алексеева, Боргуста, Зиневая, Каменная, Потаповская, Распутная, Эльмута, имелись лиманы Кривой, Майорский.

Рельеф юртовых земель станицы Платовской отличался обилием балок: Бекетная, Гремучая, Эльмута, Крутенькая, Кумачская, Лиманная (Шар-Булук), Мокрая Бургуста, Солёная, Сухая Эльмута, Хата-Булук, (н/в территория Пролетарского района). На месте основания станицы Платовской был источник, именовавшийся «Гремучим». Он представлял собой колодец на известковом фундаменте. Вода поступала из отверстия 50 см выше дна, при этом струя выбивалась с силой и шумела. За сутки он давал по 100 тыс. вёдер отличной питьевой воды. Потому и «Гремучий колодец».

Неподалёку от хутора Гуреева есть балка, в просторечии называемая Чурюмкой. По преданию калмычка Чурюмка в сильный дождь переходила балку и утонула. После опубликования книги в Интернете автору позвонила жительница Элисты И.А. Лиджи-Горяева: «Это была старшая сестра моей мамы, по фамилии Чурюмова. Она в давнее время развелась с мужем, забрала сына. В порыве мести муж утопил её в балке».

В ст. Денисовской одна из балок называлась Распутной. Остаётся только догадываться, какой из вариантов более соответствовал действительности: или там часто бывала распутица, или…

ТОПОНИМЫ

Создателем старомонгольской письменности тодо бичиг был Зая-Пандита, видимо, в его честь был назван хутор Пандя, Пандинский Граббевской станицы. Считают, что название означает «учёный», «ученик», «учащийся».

Отдельные наименования могли означать принадлежность её обита­телей, например, Геленгякинская сотня в прошлом соотносилась к гелюнгу, хурулу. Есть и такая версия: раньше калмыки жили кланами, все родственники по отцовской линии составляли один хотон. И назывался такой хотон по имени главного человека в роду: Богшургахна.

Хошеуты из станицы Батлаевской считали, что имя станицы происходит от князя Бамбар-нойона.

Наименование Бурульской сотни (Буурул, Бурул) переводится как седой, ковыль. Бага-бурульцы называли имя родоначальника — Чоно Омолгон (Неистовый волк).

Зюнгарская сотня — от названия племенной группы ойратов (зюнгары, джунгары), при Чингиз-хане левый фланг войска назывался Зюн гар (левая рука, крыло). Есть иное значение: сотня была названа в память монгольского Джунгарского ханства, выходцами из которого были ойраты — предки калмыков.

Поселение Цевднякинского аймака до своего переименования в станицу Граббевскую называлось 1-й Харьковской сотней Верхнего улуса. Возможно, это наименование от имени первого сотенного Харькова. Отца сотника звали Харку (хара – черный, ку – приставка), а так как до 1850 г. фамилии калмыкам давали по имени отца, то фамилия сотника соответственно была Харьков.

Цевднякинская — от наименования «Цевдняхна ээмг», то есть аймак Цевдн-нойона.

В юрте станицы Денисовской основали хутор Атаманский, калмыцкое название Чирвкю, ещё его иногда именовали Таловый — от речки Таловая (по-калмыцки Чирвкю-гол).

Хутор Дюндю (Дондю) из ст. Денисовской — дунд, средний.

Станица Потаповская ранее была Балдырской сотней. Это имя калмыцкого рода Балдр, из тибетского Бал Дар — дарующий счастье, эпитет божества богатства. Исследователь В.М. Хохлов приводит версию происхождения наименования этого рода. Балдрцы — выходцы с Днепровской линии, их ещё называли Чугуевские калмыки, в семьях было много русских жён. Когда надобность в кордоне стала ненужной — вернули в Войско Донское, а юртовые калмыки (бузавы) называли их Балдырами, оттуда и аамиг Балдр.

В юрте станицы Потаповской находился хутор Балдырь, Болдырев. Возможно, он был назван в честь Доржи Болдырева, в XIX веке старшины Эркетинской сотни. Есть вторая версия. «Балдыр» называли бывшее духовное лицо (гелюнг, гецуль), перешедшее в ряды мирян. Может быть, хутор основал такой монах?

Чунусовская станица (по-калмыцки Баг-Чонса аймак) образовалась из малой части рода Чонос (волки). А большая часть рода Чонос образовали Ики-Чонос (Бембдякинский аймак или станица Власовская). Бага по-калмыцки — малый, ики — большой. Калмыки этих аймаков были выходцами из древнего рода Чонос.

Название станицы Эркетинской производно от этнонима «эркетены» — наименование одного из калмыцких родов. В свою очередь, калмыцкое эрктн можно перевести как лучшие, наилучшие, главные, мощные, сильные, могущественные, обладающие властью. Такое имя присваивалось особо отличившимся за заслуги перед правителем. Некоторые исследователи их происхождение относят к джунгарской группе «эркэтын», либо — к социальной прослойке Калмыцкого ханства «эркете».

Рядом с Эркетинской иногородние украинцы основали в конце XIX веке временное поселение, затем — хутор Мазанов. Наименование имеет две версии. У хошеутов Эркетинской станицы родовым покровителем обозначен Мазан-Баатар-нойон. Он получил титул небесного хранителя рода в 10-летнем возрасте, выбрав самостоятельно богатырского коня и проявив определенные способности. Эркетеневцы почитали Мазана уроженцем своего улуса. Знаменитым военачальником, возглавлявшим калмыцкие отряды во время русско-турецкой войны 1676–1678 годах, был Мазан-батыр. Возможно, в честь этих предводителей был назван хутор Мазанов. Другое определение: украинцы, жители хутора, строили сначала каркас дома, затем набивали его глиной и обмазывали, от этого и Мазановский.

Калмыцкая станица Бурульская называлась Бага Бурульская. Близкие по роду «Ясн» калмыки-казаки бурулы основали кочевье «Бага Буурл», что означает «седой ковыль».

Хутор Зюнгар основан представителями калмыцкого рода зюнгар — племенной группы ойратов.

Хутор Кренделёвка, имение Калтаканова носили фамилии разбогатевших хозяев-калмыков.

На железнодорожной ветке, между станциями Калмыцкая (Зимовники) и Куберле был основан разъезд Хутуны, от калмыцкого хотон.

Хутор Худжуртинский калмыки назвали вдохновенно — «местность, приносящая усладу». Оно и верно: это была живописная, красивая степь, вблизи реки Мыска, невдалеке ветвится своими изгибами Сал, на его правой стороне — высокие отроги.

Хутор Холостонур это бывший калмыцкий хотон Хулста-Нур, затем временное поселение Холуста, переводится с калмыцкого как «озеро, низина, поросшая камышом» (хулсн — камыш, нур – озеро). Рядом с ним находится р. Мыска, по берегам которой растут густые заросли камышей.

Адьяновы калмыцкая фамилия (тибетск. «солнце»), в хуторе Хурульном проживало четыре семьи Адьяновых. Д. Адьянов в XIX веке был Чунусовским сотником. Видимо, поэтому новому хутору, возникшему уже после Гражданской войны в 15 км от станицы Чунусовской, присвоили такое необычное для русского языка наименование — Адьянов.

«Эльмек» по-калмыцки означает «чертёнок», поэтому можно предположить, что хутор Эльмут произошёл от наименования: «чёртова балка». 

В Зимовниковском районе есть хутор Полстняной. Название хутора объясняют сразу три легенды.

По первой хуторской воришка украл полсть с подводы священника, который исполнял требы в домике одного из прихожан.

Вторая интерпретация касается любовных отношений. Однажды батюшка отслужил молебен в церкви и решил продолжить службу в степи — с красивой вдовушкой. Спрятал её на тачанке, под полсть. А хуторские озорники полсть сдёрнули, всё и открылось.

Существует третья легенда, по которой калмыки не хотели покидать эти места и забили родники полстью, чтобы оставить новых переселенцев без воды. Над родниками ламы произносили свои молитвы, и если их кто-то попытается открыть, то не сможет, так как будет испытывать муки или под воздействием тайных сил потеряет всякое желание это делать.

Писари областной Канцелярии старались, кто во что горазд. Отсюда в разных переписях, на разных картах видим по нескольку наименований: Болдырская – Балдрская – Болдыревская, Богшракинская – Бокшургакинская, Бембяхинская – Бембедякина – Бембякинская – Бембедяхинская, Геленгякинская – Гелюнгякинская – Геленгенская, Кебюдская – Кевюдская, Намровская – Намвровская, Рынцынова – Рынценовская – Рынцановская, Чунусовская – Чоносовская, Эркетинская – Иркетинская – Эркетеневская.

Имелось четыре наименования, связанных с культовой тематикой.

В станице Власовской основали хутор Хурульный, который затем перешёл в юрт станицы Чунусовской и стал называться Ново-Хурульным.

В Граббевской такая же история произошла с хутором Хурульным, при административных изменениях он стал именоваться Старо-Хурульным.

Также имелся хутор Хурульный в станице Кутейниковской, он перешёл в юрт станицы Ново-Алексеевской.

Временное поселение Хурульное располагалось на землях станицы Беляевской. 

Далече друг от друга стояли два хутора Сальских — в станице Эркетинской и в Кутейниковской.

Существовало множество хуторов «двойников», а то «тройников».

На востоке Сальского округа была образована станица Атаманская, в станице Денисовской тоже имелся хутор под наименованием Атамановский.

В юрте станицы Ново-Алексеевской, ниже по течению р. Малая Куберле находился третий Атаманский.

Было два калмыцких хутора с названием Эльмота: в станице Дени­совской и в станице Платовской, различали их так: Мокрая Эльмота, Сухая Эльмота.

Образовалось два Потаповских — на землях станице Денисовской и центр одноимённого юрта станицы Потаповской.  

Балка Худжурта простиралась на 60 вёрст, на её склонах образовались два Худжуртинских — в юрте станицы Граббевской и около Беляевской.

Имелось два хутора Цаган, один в станице Потаповской, другой в станице Власовской, рядом с Чунусовской. Этому хутору везло с переименованиями, он числился на картах сначала как Цаган, затем Хурульный, а потом Чунусовский, в 6 верстах от юртовой станицы Чунусовской.

В станице Кутейниковской было два Амтинских — хутор Амтинский (по-иному Сарановский) и временное поселение Амтинское, оно же Мало-Амтинское, они существовали отдельно.  

Та же картина с Тавричанскими: Верхне-Тавричанское и Нижне-Тавричанское (оно же Тавричанское) в станице Кутейниковской.

Временных поселений Бургустинских было три: Больше-Бургустинское в станице Денисовской, Большая Бургуста в Беляевской и Мало-Бургустинское в Платовской.

В станице Кутейниковской было временное поселение Верхоломово, а рядом, в станице Иловайской — ещё одно, Верхоломовское.

Иловайская была богата на Зундовские, их в юрте образовалось три: хутор Зундовский, да ещё и временные поселения Верхне- и Нижне-Зундовские.

С Николаевскими сплошная путаница. Был хутор Николаевский в станице Денисовской, затем её переименовали в станицу Ново-Николаевскую. Также был хутор Николаевский в станице Кутейниковской, который вошёл в новый юрт станицы Ново-Алексеевской.

В 1887 году появился хутор Савоськин. По легенде, у кургана на отдых остановился калмык Савва, которому степь понравилась своей безлюдностью, пастбищами и несметным богатством дичи. Его зимовье стало началом образования хутора Савоськин.

В названиях станиц и хуторов, рек и возвышенностей Задонья чувствуются запахи степи, вековая поэтика древних калмыцких родов.

В.А. Дронов

Примечание: автор будет приветствовать изменения, дополнения к данной статье по эл. адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.