Главная Традиции Обряд сажания на коня у ойратов Синьцзяна (+ВИДЕО)
×

Ошибка

There was a problem loading image moshennik.jpg
There was a problem loading image karate.jpg
There was a problem loading image vodprava1.jpg
There was a problem loading image khurul5.jpg
There was a problem loading image policia3.jpg
There was a problem loading image zul2.jpg
There was a problem loading image 2024-12-01_16-00-47.jpg
There was a problem loading image sambo.jpg
There was a problem loading image azs3.jpg
There was a problem loading image mchs1.jpg

Обряд сажания на коня у ойратов Синьцзяна (+ВИДЕО)

Среди обрядов жизненного цикла у ойратов с древности существовал обряд сажания на коня (мөрн деер һарһдг йосн, мөр унулдг йосн) мальчика, достигшего пяти- или шестилетнего возраста. Этот обряд практически забыт современными калмыками.

Однако зафиксированные исследователями этнографические сведения опосредованно свидетельствуют о его бытовании в прошлом. «До пяти лет малыши перевозятся от одной стоянки до другой на верблюдах. Затем дети знатных калмыков получают лошадь, украшенную богатым седлом. Юные бедняки же, покинув горбы верблюда, часто садятся на лошадь без всякого седла. Скакать на ней всегда доставляет им радость, большое удовольствие» (Бергман 1991: 119).

В некоторых субэтнических группах ойратов Синьцзяна этот обряд существует и сегодня. По словам илийского олёта Курелджава: когда мальчику исполняется шесть лет, его сажают на лошадь спокойного нрава, в день белой собаки (август), в час коня (промежуток с 11:40 до 13:40), и высказывают благопожелание:

Унсн кулгнь Арнзл болтха,
Унсн эзнь Арг Улан Хоңһр болтха!

Да будет скакун подобен Аранзалу,
Да будет хозяин его подобен Алому Хонгору!

Обряд сажания на коня до недавнего времени бытовал и среди торгутов округа Хара-Усун. Как рассказал известный сказитель Н.Олонбаяр (1957 г. р., олет):

Будучи в гостях у родственников жены в селении Хусумта округа Хара-Усун, я был приглашен на празднование в связи с проведением обряда сажания на коня [мөр унулдг йосн] мальчика, достигшего семилетнего возраста. Этот обряд иногда еще называют «поставить на стремена» [дөрәд мордулх]. Приглашают близких и дальних родственников, соседей, людей почтенного возраста. Лошадь украшают и седлают специальным детским седлом [эрмәлҗн]. Посадив мальчика на коня, произносят благопожелание:

Көлчн дөрәд күрч,
Һарчн һанзһд күрч,
Көрстә һазр деер,
Кишг өлзәтә күн бол!

Да дотянутся ноги твои до стремян,
Да дотянутся руки твои до тороков,
На поверхности користой земли,
Будь благоденствующим человеком!

Посадив мальчика на коня, объезжают жилища родственников и соседей. Каждый домохозяин, у дверей которого останавливается мальчик на лошади, одаривает его отдельными принадлежностями конского снаряжения: кожаные шнуры для тороков, выделанная шкура для седла, кожаные ремни для стремян и др. Некоторые одаривают деньгами. При этом каждый произносит традиционную краткую формулу благопожелания:

Күлгән унад,
Эрин эмд күрвч,
Ахнрин сәәнд күрвч.

Оседлав коня,
Поднялся ты до плеч мужей,
Поднялся ты до лучших старших.

Обряды детского цикла у ойратов и калмыков состояли из следующих основных последовательных этапов: родильные обряды — обряд обрезания пут — обряд стрижки первородных волос — обряд сажания на коня. Последний обряд знаменовал завершение короткого периода детства и вступление мальчика во взрослую жизнь, как сказано в благопожелании, ребенок здесь оказывался на промежуточном этапе для того, чтобы «подняться до плеч мужей» (эрин эмд курх).

Исследователи отмечают, что приучение детей к труду, привитие им трудовых навыков на первом этапе трудового воспитания осуществлялось преимущественно в процессе игр и в подражании взрослым.

Когда мальчику исполняется три года, то есть после обрядовой стрижки первородных волос (өрвлг авх), у ойратов принято начинать обучать его верховой езде. В игровой форме ему позволялось садиться на ягненка, козленка или теленка. Его учили ловить и привязывать животных разными способами: корову — за рога, жеребенка — недоуздком, ягненка — за шею.

К пяти годам, то есть после второго обряда стрижки волос (җивр авх), когда ребенок овладевал определенными навыками, его постепенно приучали управлять лошадью. Для обряда готовили и коня. Как правило, отец указывал сыну жеребенка (мөр заадг), который рос рядом с будущим хозяином. Мальчику исподволь внушали, что это его собственный конь. За жеребенком следили, относились к нему с особым вниманием. Когда наступало время, коня обучали и приучали к седлу. Старались обращаться с ним так, чтобы выработать у него спокойный нрав.

Как рассказал илийский олёт Т.Тормонк: 

Когда рождается мальчик, ему указывают коня [мөр заадг]. Когда мальчику исполнялось пять лет, этого коня седлали детским седлом [эрмәлҗн] и совершали обряд сажания на коня [мөрнд һарһдг йосн] и дарили ему снаряжение для коня — уздечку [хазар], недоуздок [ногт], путы [туша], треногу [чөдр], седло [эмәл]. Обязательно произносили благопожелание:

Да сгинет из него все плохое,
Да станут гибкими его сухожилия,
Да дотянутся руки его до тороков,
Да дотянутся ноги его до стремян,
Да поднимется он до плеч мужей,
Да воссядет он на спину прекрасного скакуна!

Бөнь һарч,
Бөрвнь тиниҗ,
Һарнь һанзһд курч,
Көлнь дөрәд күрч,
Эрин эмд күрч,
Күлин сәәг унҗ йовтха!

Подготовительный период также включал мероприятия по изготовлению отцом семейства детского седла [эрмәлҗн]. Деревянный остов этого детского седла имел высокие луки. Передняя лука делалась в виде двух полукруглых форм, напоминающих крылья бабочек. Такая же форма была и у задней луки. Сами луки украшались ярким растительным орнаментом. К передней и задней лукам крепили по четыре кожаных ремешка для тороков. Само седло покрывали выделанной овчиной. Детское седло, в отличие от обычного, не имело металлических стремян. Стремена делали из войлока (иногда — в виде мешочков для ног).

Ребенка в день проведения обряда одевали в праздничную одежду (в некоторых субэтнических группах — в белую одежду). Лошадь украшали, вплетали в гриву разноцветные ленточки и привязывали хадак. Лоб и круп лошади, а также торока седла мазали сливочным маслом. Прежде чем посадить мальчика на коня, отец или дядя (по линии отца) произносил благопожелание:

Җә, му нусха,
Бөнь әрлҗ,
Бөрвнь тиниҗ,
Һарнь һанһд,
Көлнь дөрәд күрч,
Өндр өсҗ,
Түргн сунҗ,
Эрин эмд,
Агтин сәәнд күрх болтха!

Дже, наш сопливый плохиш,
Да избавится от всего плохого,
Да станут гибкими сухожилия его ног,
Да дотянутся руки его до тороков,
Да дотянутся ноги его до стремян!
Да вырастет он высоким,
Да вытянется он быстро,
Да достигнет он плеч мужей,
Да воссядет он на лучшего скакуна!

Посадив мальчика в седло, отец ведет коня под уздцы и обходит дома родственников и соседей. Подъехав к тому или иному дому, наездник с лошади не спешивается. Увидев мальчика на украшенном ленточками коне и в детском седле, все понимали, что совершается обряд сажания на коня. Хозяева тех юрт, у дверей которых останавливался мальчик, выходили ему навстречу с молоком в руках и произносили благопожелание в адрес мальчика и коня. Коня при этом кропили молоком и давали вкусить молоко мальчику. Обряд проводился по достижении мальчиком пяти или шести лет. 

Профессор Б. Дамринджав, который за долгие годы, проведенные в фольклорных экспедициях, объездил регионы проживания ойратов в Синьцзяне, сообщил следующее:

Когда мальчику исполняется пять или шесть лет, его впервые сажают на коня белой масти и одевают в белую одежду. Обычное седло не используют, лошадь седлают специальным детским седлом, у которого высокие передние и задние луки и нет железных стремян. Вместо них делают специальные стремена из войлока. Иногда для безопасности ребенка между передними и задними луками натягивают веревку или завязывают палочки. Посадив мальчика на коня, отец ведет лошадь под уздцы и обходит юрты родственников и соседей. Хозяева тех юрт, у дверей которых останавливается мальчик на лошади, выходят ему навстречу с молоком в руках. Этим молоком кропят лоб, гриву, круп коня и дают вкусить мальчику.

Затем произносят универсальную формулу благопожелания: «Ноги твои дотянулись до стремени, руки твои дотянулись до тороков» — и одаривают мальчика. Как правило, дарят разные части конского снаряжения: недоуздок, кожаные ремни для повода, подпруги, подушка для седла и др. После объезда соседей и родственников возвращаются домой и устраивают угощение для пришедших на праздник гостей. С этого момента мальчик должен самостоятельно управлять конем.

Торгут из Хобоксара У.Эрдэ рассказал следующее: когда мальчику исполняется три года, отец его готовит специальное детское седло [эрмәлҗн] и конское снаряжение до наступления его пятилетия. К этому времени подбирают спокойного нрава коня и обучают его. Когда сын готов «ногами дотянуться до стремян», его сажают в седло, объезжают родственников отца [авһнр] и родственников матери [наһцнр], которые произносят традиционное благопожелание:

Күмни сәәнд,
Эрин эмд күртхә!

Да поднимешься ты до лучших людей,
Да сравняешься ты с плечами мужей!

Затем приглашают родственников к себе и устраивают празднество. На торжестве родственники произносят благопожелание:

Унсн мөрнь өлзәтә болҗ,
Унсн эзнь бат болҗ,
Ут наста, бат кигштә болтха!
Эрин сәәнд күрч,
Эрдмин олиг сурҗ,
Эң олн җирһлтә, удан наста болтха!

Да принесет оседланный конь удачу,
Да будет хозяин коня крепок,
Да будет у него долгая и счастливая жизнь!
Да станет он лучшим из мужей,
Да освоит много знаний и умения,
Да обретет он долгую жизнь и полное счастье!

На этом празднестве родственники по матери [наһцнр] дарят ребенку скотину (корову, лошадь, верблюда, овец).

Обряд сажания на коня у ойратов знаменовал собой тот рубеж, которым заканчивался короткий период беззаботного детства. Этот своеобразный обряд расставания с детством и перехода на другой социальный уровень полностью менял образ жизни мальчика. С момента совершения обряда сажания на коня прерывались прежние домашние связи между ним, матерью и сестрами. Теперь он не участвовал в детских играх, поскольку исключался из детского сообщества и включался в общество подростков, что предполагало непосредственное освоение хозяйственных и военных навыков.

С момента совершения обряда он обретал статус самостоятельного человека. Никто не имел права посадить его при перекочевке между горбами верблюда или за своей спиной на лошади как малое дитя. Он становился подростком, осознающим обязанности, возлагаемые на него как на члена сообщества взрослых. С этого времени мальчик начинал проводить большую часть времени в обществе деда, отца и старших братьев, которые учили его мужским хозяйственным делам.

На видео обряд проводят олёты долины реки Эмиль (Тарбагатай):

ВК:

Ютуб: