Главная История Калмыцкие племена: Бухусы
×

Ошибка

There was a problem loading image gololed.jpg
There was a problem loading image pozhar.jpg
There was a problem loading image policia7.jpg
There was a problem loading image pojar_avto.jpg
There was a problem loading image kran1.jpg
There was a problem loading image komsomolskiy.jpg
There was a problem loading image lampa1.jpg
There was a problem loading image bank_card.jpg
There was a problem loading image prokuror.jpg
There was a problem loading image wrestling.jpg

Калмыцкие племена: Бухусы

ДжунгарыТОТЕМ И ЭТНОНИМ

Изучающему историю своего народа в плоскости родоплеменных отношений гораздо интереснее, если «танцуешь от печки» - от этнонима. Для читателя, не слишком зацикленного на различных научных терминах, поясняю: этнонимы — это названия народов, племён, родов и т. п. В именах народов, порою живущих далеко друг от друга, обнаруживаются общие (типологические) закономерности, связанные с их образом жизни и направлением хозяйствования. Выясняется, что между этнонимами и социальной психологией, языком и культурой имеются разнообразные и до сих пор не описанные связи.

Над этим активно работают учёные–этнологи, психологи, культурологи, социологи, лингвисты и историки. Нередко названием рода или племени становилось слово, означавшее его тотем (явление природы, с которым члены рода или племени считают себя связанными сверхъестественным родством). Чаще всего это животные - волк, медведь, орёл, змея и т. д. Или растения, иногда — сила стихии, например, ветер.

Известно, что из тотемов образованы этнонимы многих индейских племен Америки. Так, там в своё время существовало племя - «шайены», т. е. «змеи». Американский этнолог Ф. Морган описал индейцев–ирокезов, у которых все восемь родов названы по животным-тотемам: волк, медведь, олень, бобр, черепаха, цапля, кулик и сокол.

У австралийских аборигенов каждое племя делится на роды, носящие наименования своих тотемов. Тотемы и названия племён Южной Африки связаны с крокодилом, обезьяной и антилопой. Исследователи неоднократно высказывались за тотемное происхождение многих родовых имён у народов Сибири, где чаще всего встречаются три наименования, относящихся к тотемным, со значениями «орёл», «ворон», «журавль».

Этноним «бухус» («быки»), безусловно, имеет тотемистическое происхождение и вынуждает нас думать, что данное калмыцкое племя является одним из самых старых архаических элементов в составе если не всех ойратов-калмыков, то калмыков-дербетов, ойратов-дербетов Джунгарского ханства и ойратов тенгрианской эпохи времён «царя Гороха» уж точно.

Вместе с другими этнонимами тотемистического происхождения («нукусы», «чоносы» и «кереиты») «бухусы» образуют древнейший этнонимический пласт домонгольской эпохи, связанный с этнической историей древних тюркских и монгольских племен и народностей Центральной Азии, точнее, Алтайско-Байкальского региона.

Присутствие этнонима свидетельствует о былых тотемистических, шаманских верованиях предков калмыков–ойратов и соседних тюрко-монголоязычных племён, в среде которых издавна существовал культ оленя–самца (буһ–марл), быка (бух), лося (хандһа), сайгака (оон) и других животных и птиц (нуһсн – утка, «нуһс», «нукус» - утки), почитавшихся ими как прародители, родоначальники племён и родов.

В свете тотемистических воззрений, можно предположить, что название племени «борджигин» изрядно «русифицированное», тоже имеет тотемистическое значение, ибо «борҗң» - это «самка дикой серой утки» и принадлежащие к этому племени монголы называли себя «борҗигинами».

Хотя на одном из форумов Интернета, посвящённом этимологии монгольских племён», некий «знаток» прямо заявил, что «борджигины» означает – «жрецы племени Борджиа». У присутствующих на форуме возникло смутное опасение, что сей «историк» может спокойно «доказать», что члены этого знаменитого испанского клана эпохи итальянского Возрождения на самом деле являются потомками «борджигина» Чингисхана!

ПОДАРОК ОТ КОРЕЙСКОГО ПРАВИТЕЛЯ

Помимо ойратов и калмыков, этноним «бухус» отмечен в составе ордосских монголов Внутренней Монголии КНР. Также некоторые западно–бурятские племена и роды (эхирит-булугаты) считают своим родоначальником мифического Буха-нойона, с которым у них связывается большой цикл легенд и преданий о происхождении той или иной группы бурят. Это свидетельствует о духовной близости «лесных народов»-ойратов, кочевавших вдоль западного берега озера Байкал и соседних с ними западных бурят, с которыми был общий тотемный предок - «буху».

В китайских хрониках часто упоминаются в числе древнеуйгурских племён поколение монголоязычных «бугу», известное ещё с эпохи династии Тан (618-907гг.). Многие исследователи убеждены, что племенная группа «бугу» и «бухус» существовали как среди тюркских, например, среди киргизов, так и среди древне-монгольских племён, к примеру, среди ойратов-дербетов Джунгарии.

Исторические хроники фиксируют присутствие бухусов в составе средневековых монголов. Монгольская летопись «Алтан Тобчи» Лубсан Данзана фиксирует бухусов в конце XII века на востоке Монголии, причём приводится легенда о том, что солонгосская (корейская) царевна получила от отца в качестве приданого и племя «бухус». В летописи «Эрдени-тууджи» Саган Сэцэна приводится любопытный эпизод из жизни Чингисхана. Когда Завоеватель в 1192 году послал ультиматум корейскому Цаган-хану с требованием выслать дань, то владыка Корейского полуострова, испугавшись военной мощи монголов, прислал Потрясателю Вселенной в знак покорности дочь меркитского хана Даир–Усуна, которую звали Хутан-Гоа. Впридачу он дал «корейских» меркитов, палатки, пантеру, два племени корейцев-«солонгос» и племя «бухус» в качестве дара. Таким образом, можно предположить, что ареал расселения бухусов был очень обширным, если они, по всей видимости, проживали даже на границе с Кореей.

В настоящее время нет каких-либо объективных данных о том, имеется ли связь между бухусами среди коренных монголов-«нирун», живших на крайнем востоке Монголии, и бухусами в составе средневековых ойратов и позже калмыков. Можно предположить, что бухусы были одновременно как в составе древних монголов, так и позже среди ранних ойратов и западных протобурят, так как в составе упомянутых этносов бытовал культ быка (буху) как прародителя или родоначальника племени.

На протяжении последующих четырёх веков по-прежнему сохранились мифы о «предке-быке» Буха-нойоне, среди западных бурятских племен эхиритов и булагатов, имевших тесные и давние этногенетические связи с ранними ойратами домонгольской эпохи. В составе «пришлых» и присоединившихся родов среди тех же булагадов значится и род «бухэд». Не исключено, что эти «бухэды» вышли из среды соседних с булагадами ойратов.

Весьма заманчива параллель между этнонимом «бухус» или «буху» и древнетюркским этнонимом «бугу». Тем более, что ареал их распространения один и тот же, что позволяет говорить и об их этнической преемственности.

Древнетюркское племя «бугу», (или «пугу») значится в составе так называемых «телесских» племен. В период Уйгурского каганата племя «бугу» по мнению этнолога Г. Н. Румянцева локализуется к северо-востоку от Тунло в верховьях реки Онон, т. е. они (бугу) жили среди монголов или протомонгольских племен. Другой учёный, Г. Е. Грумм-Гржимайло, определял территорию обитания «бугу» в низовьях рек Орхон и Селенги.

Есть мнение, что жили они также севернее реки Толы (Туула). Всё это указывает на то, что существует какая-то генетическая связь между «бугу уйгурского периода» и «бухус киданьской или предмонгольской эпохи». При данном раскладе становится понятной связь между средневековыми бухусами в составе ойратов Джунгарии, южными монголами Ордоса, Халхи и бухусами среди калмыков-дербетов Калмыцкого ханства.

По мнению учёного Г. О. Авляева бухусы входили в состав ранних ойратов и, возможно, протобурят еще в домонгольский период, так как в среде протомонголов были широко распространены культы предков - быка, волка, коней определенных мастей и т. д. и связанные с ними родоплеменные образования, названия которых также отражают культ прапредка зооморфного, орнитоморфного и другого происхождения. Интересно в связи с этим отметить «поколение» «букус» численностью в 3 тысяч кибиток в Джунгарском ханстве середины XVIII века, о чём писал в свое время историк Бичурин (о. Иакинф) ещё в 1834 году.

НА БЕРЕГАХ ВОЛГИ

В составе волжских дербетов калмыки-бухусы отмечены в исторических документах начиная с 1738 года, как «аймак Бухус» нойона Дербетовского улуса Четыря. Также указывается, что недалеко проживали «большие бухусы» (ики-бухус) владельца Батумсынова. Надо отметить, что калмыки–бухусы в Торгоутских и Хошеутовских улусах отсутствовали.

Отсюда вывод, что племя «бухусов» приняло активное участие в этногенезе ойратов-дербетов, будучи одним из его основных и мощных компонентов. До революции калмыки–бухусы образовывали основной костяк населения Малодербетовского улуса, составляя население ИкиБухусовского и Бага-Бухусовского аймаков. К концу 1869 года в Ики-Бухусовском аймаке насчитывалось 228 кибиток, В БагаБухусовском – 64 кибитки.

Среди донских калмыков-бузавов «бухсуд» проживали в станицах Денисовской и Платовской. «Хо-бухс - в станицах Граббевской, Денисов-ской, Ново-Алексеевской и Чонусовской. К этой кости принадлежал известный белоэмигрант Шамба Балинов (1894–1959) из станицы Ново-Алексеевской. Его станичник Бадма Уланов (1880-1969), по кости «хо-бухс-тяячуд», был выпускником юридического факультета Петербургского университета, активным участником Белого движения. Но самым знаменитым калмыком–«ики-бухусом» был, несомненно, джангарчи Ээлян Овла. К этому замечательному племени относится и наша соотечественница, недавно ушедшая из жизни, широко известная учёная-филолог, монголовед, лингвист Буляш Тодаева. Её родной племянник Борис Тодаев известен в республике как один из зачинателей демократического движения в Калмыкии.

Источник: газета Элистинский курьер/Арсланг Куприн.