Главная Статьи Обзор Джунгарский синдром
×

Ошибка

There was a problem loading image kran1.jpg
There was a problem loading image policia3.jpg
There was a problem loading image dtp4.jpg
There was a problem loading image gripp6.jpg
There was a problem loading image 20240608-WA0117-800x600.jpg
There was a problem loading image policia7.jpg
There was a problem loading image minfinrf.jpg
There was a problem loading image 2024-11-27_19-13-39.jpg
There was a problem loading image lodka.jpg

Джунгарский синдром

Кадр из фильма "Войско Мын Бала"Кадр из фильма "Войско Мын Бала"Испокон веков известно: если в любом государстве наступает период «тревожной» нестабильности, самый удобный выход дабы оправдать свое бездарное правление «менеджеры» от государства» находят во внутренних и внешних врагах. Для правителей США ими являются исламские террористы, а руководители радикально настроенных исламских государств во всем обвиняют американский империализм. Или взять конфликт между Китаем и Японией из-за двух спорных островов. И таких примеров на подобную тему можно приводить много, ибо в многополярном мире количество врагов не уменьшается. Чтобы доказать свою правоту, на свет извлекаются различные псевдоисторические «документы», создаются лживые теории, которые затем перекочевывают в школьные учебники по истории. Не стал исключением и соседний Казахстан. Для казахских правителей консолидирующей национальной идеей стала тема …освобождения казахов от джунгарского «ига». О чем свидетельствует вышедший недавно казахский блокбастер «Войско Мын бала».

БАЗА ПАТРИОТИЗМА

По сравнению с предыдущим казахстано-американороссийским фильмом «Кочевник» (автор сценария Рустам Ибрагимбеков, режиссеры Иван Пассер (Чехия) и Сергей Бодров-старший), вышедшем в 2005 году и в котором были задействованы в главных ролях мировые звезды (бюджет фильма - 34 млн. долларов США), нынешняя картина выглядит скромнее. Все актеры и авторы фильма на этот раз казахские. Данные о потраченных деньгах на производство фильма нигде не фигурируют, но, судя по декорациям и постановкам батальных сцен, он обошелся его создателям гораздо дешевле, чем блокбастер-2005.

Действие фильма «Жаужурек Мын Бала» (режиссер Акан Сатаев) происходит в первой половине XVIII века. Как утверждают его авторы, «в переломную эпоху казахской истории, когда в кровопролитной войне с джунгарами единство казахского народа и героизм становятся решающей силой на пути к обретению свободы». Фильм начинается с душераздирающей сцены нападения джунгарских захватчиков на поселение, где жил главный герой фильма юноша Сартай (Асылхан Толепов). С фашистским озверением злые джунгарские воины налево и направо убивают казахских детей, женщин и стариков, опустошая все подряд. Сартаю удается избежать смерти, и он семь лет скрывается в горах у старого кузнеца Назара (Тилектес Мейрамов). Живя у него вместе с другими подростками, потерявшими родителей, они изучают воинское искусство, по типу подготовки японских «ниндзя», а затем образовывают секретную партизанскую организацию «Мын бала» - для войны с регулярной армией джунгаров. Надев «банданы» а-ля «спезназ ВДВ», они громят своих врагов.

И тут возглавляющий партизанский отряд Сартай переживает свое первое большое чувство. Юноша хочет казаться в глазах байской дочки Зере (Алия Анарбек) суперменом. Вместе со своими друзьями Таймасом (Аян Отепберген) и Корлан (Куралай Анарбекова) они нападают на своих врагов, впятером захватывая целые джунгарские крепости с хорошо вооруженными воинами противника. Они освобождают плененных ойратами казахских рабов, пополняющими затем партизанское ополчение. Особенно сильное впечатление на зрителей произвела сцена казни казахского патриота джунгарскими злодеями. На городском караван-сарае ойратский чиновник на калмыцком (!) языке с синьцзянским акцентом читает приговор: «За воровство лошадей и убийство джунгар, по справедливому закону монгол-ойратов, трое казахов приговариваются: старший из братьев – к смертной казни, двое младших – к рабству, а вырученные деньги - семьям убитых». Мужественный казах, приговоренный к повешению, словно Зоя Космодемьянская, кидает в лицо ненавистному врагу: «Казахи, я гибну во славу веры! Выше головы! И страна, и земля эти наши! Казахская земля! Джунгарам придет конец!»

Не понимаю, зачем надо было вплетать в канву фильма тему межрелигиозного конфликта («гибель за веру»), но, по всей видимости, на казахскую аудиторию это должно было произвести выгодное впечатление. Вообще, в фильме ойратские нойоны сидят на фоне буддийских статуэток, что тоже, по замыслу авторов фильма, должно подсказать мысль: «буддизм - это плохо». О подвигах юного батыра и вправду заговорила вся степь, но постепенно, по мере возмужания, любовь к девушке перерастает у него в любовь к родной земле. Осознав это, он вливается со своей армией в большое казахское ополчение, противостоящее грозному внешнему врагу. В конце фильма все герои погибают, казахи, объединившись, побеждают ненавистных джунгар и те позорно бегут с их родной земли. Фильм пронизан идеей ненависти к врагу, герои фильма называют джунгар «врагами», «негодяями» и прочими нелицеприятными эпитетами. Идейной базой кинокартины служат, на мой взгляд, слова старого казахского мудреца-аксакала на сходе казахских вождей: «Давний враг не становится сородичем, а срезанная подошва рукавом! Если сегодня продашь родную землю, завтра подаришь врагу жену и детей!»

– Это мощная база для формирования чувства патриотизма, – считает президент АО «Казахфильм» им. Ш. Айманова Ермек Аманшаев (газета «Казахстанская правда» от 30. 12. 2011г.) – Если, посмотрев фильм, юноши поймут, что родина у нас одна, и она связана с именем любимой девушки, с родителями, с землей, где вырос, и все это надо защищать, работать до «седьмого» пота, то можно будет считать, что кино вносит реальную лепту в формирование патриотизма.

КОМУ ЭТО НУЖНО?

Кому нужен патриотизм, основанный на ненависти к другим? Неужели нет других способов поднять дух народа? Джунгарская «тема» для казахов становится традиционным коньком. Конечно, казахов понять можно. Попробуй затронуть тему манчжурского или русского «ига» - это вызовет немедленный политический конфликт с могучими сосед- ними государствами. А вот с джунгарами все  как-то безопаснее: их давно уже нет и они превратились в миф, но в фильме проводится мысль, что это и есть те самые «ойрат-монголы». И бояться, что они возмутятся, не следует.

Кто они, эти самые потомки джунгар? Малочисленный народ, влачащий жалкое существование в низовьях Волги? Как бы то ни было, в какой-то мере казахи правы: особо гордиться своими достижениями нам, современным «джунгарам», как то не с руки. За семнадцать лет правления республикой «степным ханом» экономика Калмыкии загнулась – ниже некуда. А на нынешнего главу республики совершенно не по делу «навесили всех собак», и он не знает с какого конца браться за исправление ситуации. Есть еще так называемые местные «нойоны», ведущие ожесточенную борьбу за власть и давно переставшие думать о народе. И пока мы будем у своих соседей вызывать чувство жалости, про нас будут создавать фильмы, где мы будем в роли «злодеев» выступать «консолидирующим» фактором для других этносов.

Фильм заканчивается эпическим заявлением: «После победы в битве Анаракай началась борьба за независимость и свободу. И через три века Казахстан обрел ИСТИННУЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ, признанную всем цивилизованным миром. К исторической победе, о которой мечтали наши предки, казахский народ привел лидер нации – Нурсултан Абишевич Назарбаев!»

Вот такое заявление! А то, что казахи обрели «независимость» в результате развала Советского Союза, разумеется, ни слова. Патриотизм, однако!

Источник: Элистинский курьер/Санджи Тостаев.